ТЕПЛООБМЕН РАЗВИТЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ В САМОВЕНТИЛИРУЕМЫХ ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗАХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
DOI:
https://doi.org/10.18372/0370-2197.86.14482Keywords:
самовентилируемый дисково-колодочный тормоз, развитые поверхности теплообмена, радиальные ребра, перпендикулярные сплошные цилиндрические шипы, тепловая и весовая эффективностьAbstract
В материалах статьи речь идет о развитых поверхностях теплообмена, которыми являются радиальные ребра и перпендикулярные сплошные цилиндрические шипы в конструкциях самовентилируемых дисково-колодочных тормозах транспортных средств. Произведена оценка теплового баланса самовентилируемого диска с шипами температурным методом в составе тормоза транспортного средства. Дисково-колодочный тормоз транспортного средства согласно правилу 13 ЕЭК ООН (Европейской Экономической Комиссии при Организации Объединенных Наций) при испытаниях подвергался циклическим режимам торможения. Предложено обобщенное исследование тепловой и весовой эффективности сплошных цилиндрических шипов самовентилируемых тормозных дисков. Математизация тепловой задачи шипа производилась с целью определения его конструктивных параметров для определения суммарного расхода теплоты с учетом термического сопротивления теплопроводности, а также термического сопротивления теплоотдачи. В качестве коэффициента, характеризующего весовой показатель шипа, служит отношение площади поперечного сечения шипа к площади прямоугольника, построенного на основании шипа при условии равенства их высот. Полученный метод был использован при изменении тепловой и весовой эффективности сплошных цилиндрических шипов самовентилируемых тормозных дисков, изготовленных из алюминиевого сплава и чугуна. Установлено, что слишком высокие шипы приводят к ухудшению весовых показателей, к уменьшению прочности и увеличению аэродинамического сопротивления образованных из них каналов, как внутри тормозного диска, так и между его полудисков.