МЕТОДИКА ВИКЛАДАННЯ ПСИХОЛОГІЇ ЯК ПРЕДМЕТ НАУКОВОГО АНАЛІЗУ

Автор(и)

  • В. Семиченко Кафедра педагогіки та психології професійної освіти Національного авіаційного університету

DOI:

https://doi.org/10.18372/2411-264X.12.12923

Ключові слова:

психологія як предмет пізнання, методика викладання, труднощі засвоєння психології студентами, труднощі викладання психології, вимоги до викладача психології

Анотація

В сттатье рассматриваются вопосы, связанные с особенностями преподавания психологии. Выделяются основные признаки современной методологии жизни: формирование планетарного мышления, способность существовать в условиях глобальной неопределенности жизни, полисистемный способ существования, способность к децентрации, осознание объективных и субъективных детерминант своей активности. Подчеркивается психологический характер основных признаков этой  методологии, что обусловливает необходимость повышения в обществе внимания к овладению каждым его членом психологией как способом упорядочения индивидуальной и социальной жизни.

Обобщены основные тенденции изменений, которые происходят в современном психологическом образовании, утверждается, что эффективная реализация этих тенденций невозможна без учета  особенностей, присущих психологии как отрасли научных знаний и практической деятельности.

Сформулирована цель статьи: анализ опыта преподавания психологии, рассмотрение проблем, которые возникают у  преподавателей и студентов в процессе  освоения соответствующего предмета, конкретизация  задач, которые призвана выполнять методика преподавания психологии для повышения психологической компетентности тих, кто обучается.

Представлены  данные о периодичности издания учебников по методике преподавания психологии. Показана четкая тенденция роста внимания к данным проблемам как в странах СНГ, так и в Украине. Проведеный анализ их содержания показал, что основное внимание авторов направлено на вопросы, которые в значительной степени    совпадают с учебниками по психологии. Недостаточно внимания уделяется раскрытию специфики именно психологии на методологическом уровне.

Рассмотрены три уровня  функционирования методики преподавания, подчеркнута проблемность ее отнесения к определенной отрасли знаний. Требуя по содержанию высокой психологической квалификации от преподавателя, она официальными документами закреплена за отраслью педагогики.  Конкретизированы задачи методики преподавания.

Проанализирована специфика психологии как предмета изучения. На основе проведенного научного анализа, собственного опыта преподавания автора, включенного наблюдения  и результатов опроса студентов и преподавателей  конкретизированы трудности, возникающие в процессе изучения и преподавания психологических дисциплин. Кокнретизированы результаты процесса изучения психологии, а также  ожидания студентов от преподавателей психологии.

Посилання

Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.

Байер О. О. Посібник до викладання курсу «Методика викладання сихологии». – Д.: ДНУ, 2016.

Бахраев Б. П. Методика преподавания психологии: . В 2 кн. – М.: МГУ, 2002.

Боярчук В. К. Методика преподавания психологии в вузе. – Ростов н/Д: Феникс, 1982.

Вачков И. В. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Ось-89, 2008.

Власова О. І. Методика викладання психології: Підручник. – К.: Геопринт, 2011.

Гасанов К. З. Методика преподавания психологии в школе: уч. пособие. – Махачкала, 2005.

Герасимова В. С. Методика преподавания психологии: уч. пособие. – М.: Изд-во Ось-89, 2007.

Гинецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекцій. – Л.: ЛГУ, 1983.

Жуков С. М., Самойлов В. В. Викладання психологічних дисциплін у сучасних навчальних закладах. – Артемівськ-Донецьк, ДонУЕП, 2015.

Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. – СПб: Питер, 2006.

Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии.- СПб: Питер, 2008.

Ліхачов Б. Т. Психологія у вищих навчальних закладах. – К.:Знання, 2011.

Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: уч. пособие. – СПб: Питер, 2007

Методика викладання у вищій школі: навч. посібник / Ю. Ю. Бойко-Бузіль, С. Л. Горбаченко та ін. – К.: Атіка, 2012.

Методика преподавания психологии: конспект лекций/ О. Ю.Торская и др. М.: Высшее образование, 2007.

Мызь Н. А. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Окулич Н. А. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика преподавания психологии» для специальности 1-230104 «Психология». – Брест: БрГУ, 2014.

Панибратцева З. М. Методика преподавания психологии. – М.: Знание, 1997.

Панкратова Т. М. Методика преподавания психологии. – Ярославль: ЯрГУ, 2003.

Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К.Тутошкиной.– М., 1990.

Полонников А. А. Очерки истории преподавания психологии. Системно-ситуативный анализ психологического взаимодействия. – Мн, 2001.

Семиченко В. А. Пути повышения эффективности изучения психологии.- Киев: Магистр-S , 1997.

Смолярчук І. В. Методика преподавания психологии. – Уфа: «Библиотека Ихтика», 2005.

Стоюхина Н. Ю. Методика преподавания психологии: История, теория, практика. – М: ФЛИНТА: МПСИ, 2012.

Опубліковано

2018-01-01

Номер

Розділ

Статті