ФАСИЛИТАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДЕВИКТИМИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Автор(и)

  • Наталія Іванівна Оліфірович кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри вікової та педагогічної психології факультету соціально-педагогічних технологій Білоруського державного педагогічного університету
  • Тетяна Євгеніївна Яценко кандидат психологічних наук, старший викладач кафедри психології факультету педагогіки та психології Барановичського державного університету

DOI:

https://doi.org/10.18372/2411-264X.8.12353

Ключові слова:

девиктимизация, фасилитативные компетенции, ролевое виктимное поведение

Анотація

В статье раскрывается сущность девиктимизации как нового направления профессиональной деятельности современного педагога. Приводится авторская классификация видов ролевого виктимного поведения подростков, подлежащих коррекции в ходе девктимизации. Описана процедура выявления состава фасилитативных компетенций будущих педагогов. Приведены результаты эмпирического изучения операциональных и ценностных характеристик фасилитативных компетенций будущих педагогов в области девиктимизации подростков с инструментальным и неинструментальным виктимным поведением. Сделан вывод о невладении будущими педагогами целостными техниками применения фасилитативных компетенций, доминировании педагога во взаимодействии с виктимными подростками и поддержании стабильности их виктимного поведения как руководящем принципе применения студентами данных компетенций, низком уровне осознания ими интенционального плана речи, адресованной виктимным подросткам, и ее девиктимизирующего эффекта.


Посилання

Андронникова, О. О. Субъектная позиция педагога как условие готовности к работе с виктим-ными детьми / О. О. Андронникова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1. – С. 169 –172.

Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. – 2013. – № 4. – С. 16–31.

Кириллова, Е. И. Классификация речевых интенций психотерапевта / Е. И. Кириллова // Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – № 11. – С. 52–66.

Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности : монография /

С. К. Нартова-Бочавер. – М. : Прометей, 2005. – 312 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2008. – С. 645–669.

Сураева, Г. З. Изучение мотивационно-смысловой сферы личности с использованием метода контент-анализа ответов на незаконченные предложения Дж. Нюттена / Г. З. Сураева, М. С. Мышкина. – Самара : Универс групп, 2007. – 67 с.

Фоминых Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. С. Фоминых. – Оренбург, 2012. – 290 c.

Яценко, Т. Е. Интенциональный план речи будущих педагогов как составляющая социально-личностных компетенций в области девиктимизации учащихся / Т. Е. Яценко // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов : межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием ; под науч. ред. Я.Л. Коломинского ; междунар. редкол. : И. В. Дубровина. – Барановичи : РИО БарГУ, 2015. – Вып. 5 : в 2 ч. Ч. 1 Психология. – С. 143–152.

Яценко, Т. Е. Девиктимизация как направление психолого-педагогического сопровождения виктимных учащихся подросткового возраста / Т. Е. Яценко // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 2. –

С. 54–62.

Downloads

Опубліковано

2016-01-01

Номер

Розділ

Статті