ANALYSIS OF THE HUMAN FACTOR AT CONTROL OF THE MODERN AIRCRAFT
DOI:
https://doi.org/10.18372/2306-1472.53.3480Keywords:
aircraft, dispatcher, ergatic system, operator, pilotAbstract
Functional interaction features of the operator with a difficult control system have been considered at airplane control. Necessity of working out of vector model of the operator as integral part of difficult system has been revealed.References
Энциклопедия безопасности авиации / Н.С. Кулик, В.П. Харченко, М.Г. Луцкий и др.; под ред. Н.С. Кулика. – К.: Техніка, 2008. – 1000 с.
DOC 2750. Глобальный аэронавигацион-ный план применительно к системам CNS/ATM // ИКАО 9750 – AN/963. Международная организация гражданской авиации. – 3-е изд. - Монреаль: ICAO, 2007. – 142 с.
DOC 4444. Организация воздушного движения // ИКАО 4444 – AТМ/501. Междуна-родная организация гражданской авиации. – 15-е изд. - Монреаль: ICAO, 2007. – 468 с.
ESSAR 1. Safety oversight in ATM. – Brussels: Eurocontrol, 2004. – 24 p.
ESSAR 2. Reporting and assessment of safety occurences in ATM. – Brussels: Eurocontrol, 2000. – 17 p.
ESSAR 3. Use of safety management systems by ATM service providers. – Brussels: Eurocontrol, 2000. – 17 p.
ESSAR 4. Risk assessment and migration in ATM. – Brussels: Eurocontrol, 2001. – 22 p.
ESSAR 5. ATM services´ personnel. – Brussels: Eurocontrol, 2002. – 24 p.
Национальный план для систем CNS/ATM: инструкт. матеріал // Циркуляр 278-АN164. – Монреаль, 2000. – 174 с.
Технические эргатические системы (синтез эргаматов) / под ред. В.В. Павлова. – К.: Вища школа, 1977. – 344 с.
Павлов В.В. Эргономические вопросы создания и эксплуатации авиационных электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов воздушных судов: учеб. пособие / В.В. Павлов, А.В. Скрипец. – К.: КМУГА, 2000. – 460 с.
Циркуляр ИКАО №234-АN/142. Человеческий фактор // Эксплуатационные последствия автоматизации в оборудованных передовой техникой кабинах экипажа: сб. – Монреаль, 1992. – № 5. – 54 с.
Бюшгенс Г.С. Полная автоматизация управления самолётами к XXI веку / Г.С. Бюш-генс // Техника воздушного флота. – 1993. – № 1 (608). - С. 1.
Циркуляр ИКАО №238-АN/143. Человеческий фактор // Эргономика: сб. – Монреаль, 1992. – № 6. – 56 с.
Венда В.Ф. Инженерная психология и син-тез систем отображения информации / В.Ф. Вен-да. – М.: Наука, 1970. – 320 с.
Венда В.Ф. Видеотерминалы в информаци-онном взаимодействии (инженерно-психологичес-кие аспекты) / В.Ф. Венда. – М.: Наука, 1980. – 200 с.
Пономаренко В.А. Некоторые эргоно-мические аспекты построения интегральных автоматизированных систем индикации и управления в современной авиации / В.А. Пономаренко, И.Д. Малинин // Проблемы безопасности полетов. – 1985. – № 12. – С. 35–38.
Завалова Н.Д. Принцип активного оператора в инженерной психологии / Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, Б.Ф. Ломов // Инженерная психология. – М.: Наука, 1977. – С. 119–133.
Пономаренко В.А. Профессия – летчик: Психологические аспекты / В.А. Пономаренко, В.В. Лапа; под ред. Ю.П. Доброленского. – М.: Воениздат, 1985. – 136 с.
Давидсон Б.Х. Управление самолётом в перспективной системе аэронавигации / Б.Х. Давидсон, В.Л. Суханов, С.А. Трофимов // Российско-европейский семинар ASTEC’07 «Концепции и технологии ОрВД». – М.: ЦАГИ, 2007. – С. 6.
Perr T.S. In Search of the Future of Air Traffic Control / T.S. Perr // IEEE Spectrum. – 1997. – Vol. 34, N 8. – P. 18–35.
Серегин Г.Н. Авиационные тренажеры – реальный путь к повышению безопасности полетов / Г.Н. Серегин // Право и безопасность: журн. – 2006. – № 3–4 (20–21), дек. - С. 94-98.
www.ato.ru/content/pilotazhnyy-trenazher-samoleta-ssj-100-gotov-k-obucheniyu-rossiyskih- pilotov
Павлова С.В. Аналіз сучасного рівня розвитку систем керування літальними апаратами / С.В. Павлова, А.В. Скрипець, В.І. Чепіженко // Автошляховик України. – 2001. – № 4. – С. 58–60.