EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STRUCTURE

Authors

  • Е. Р. Заредінова Інститут проблем виховання Національної академії педагогічних наук України

DOI:

https://doi.org/10.18372/2411-264X.11.12552

Keywords:

educational environment of the university, structural properties, structure of the educational environment of the university, components of the educational environment of the university

Abstract

The article deals with the educational environment of higher educational institutions in the context of system approach in accordance with the indicators characterizing the system as an object of knowledge (integrity, structuring, hierarchy). The author focuses on the structure, i.e. on the definition of the composition, structure and organization of elements and parts of the system, identifying the leading interactions between them in the context of the educational environment of the university. The table provides various scientific approaches to the definition of the educational environment of the university. They proved not to deny each other, but only present different aspects of the studied phenomenon. Their analytical generalization is presented. The author’s structure of the educational environment of the university, which contains the strategic, socio-cultural, personal, value-semantic, subjective-business, communicative and technological component is presented.

Author Biography

Е. Р. Заредінова, Інститут проблем виховання Національної академії педагогічних наук України

кандидат педагогічних наук, доцент, науковий кореспондент лабораторії виховання дітей у сім’ї та закладах інтернатного тиру Інституту проблем виховання Національної академії педагогічних наук України

References

Авдиенко Г. Ю. Психологическое понятие образовательной среды вуза / Г. Ю. Авдиенко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. – № 4 (43). – С. 36–38.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Анаьев. – СПб. : Питер,

– 272 с.

Андреева К. В., Быкасова Л. В. Средоориентированное обучение в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11421 (дата обращения: 02.04.2017).

Беляев Геннадий Юрьевич. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000. – 157 c.

Буева Л. П. Личность и середа / Л. П. Буева. – М., 1972. – 145 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

Желанова В. В. Теорія і технологія контекстного навчання майбутнього вчителя початкових класів: монографія / В.В. Желанова. – Луганськ : Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2013. – 482 с.

Климов Е. А. О среде обитания человека глазами психолога – Приветствие при открытии 1-й Российской конференции по экологической психологии (3-5 декабря 1996 г.) / Е. А. Климов // 2-я Российская конференция по экологической психологии : материалы (Москва, 12–14 апреля 2000 г.) / [ред. В. И. Панов]. – М. – Самара : Изд-во МГППИ, 2001. – С. 7 – 9.

Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. – Л., 1980. – С. 7 – 45.

Нелунова Е. Д. Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде автореф. дис… канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Д. Нелунова. – Якутск, 2010. – 43 с.

Малахова О. Ю. Социокультурное самоопределение студента в рефлексивно-образовательной среде вуза: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Ю. Малахова. – Оренбург, 2007 – 189 с.

Менг Т. В. Средовый поход к организации образовательного процесса в современном вузе /

Т. В. Менг // Известия государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2008. – №10 : Психолого-педагогические науки. – С. 70 – 83.

Панченко Л. Ф. Інформаційно-освітнє середовище сучасного університету : монографія /

Л. Ф. Панченко. – Луганськ : Вид-во ДЗ»ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2010. – 280 с.

Рубцов В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В В. Рубцов. – М. : МГППУ, 2002. – 272 с.

Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. – Вып. 7. – М., 1997. – С. 177 – 184.

Сухомлинський В. О. Розмова з молодим директором / В.О. Сухомлинський. – К.: Рад. шк., 1988. – 284 с.

Щербакова О. И. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде : автореф. дис. ... д-ра псих. наук / О. И. Щер-бакова: 19.00.07 – М., – 2011. – 34 с.

Ярошинська О. О. Проектування освітнього середовища професійної підготовки майбутніх учителів початкової школи: монографія / О. О. Ярошинська. – Умань: ФОП Жовтий О.О., 2014. – 456 с.

Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. –

М. : Смысл, 2001. – 365 с.

Published

2017-07-01

Issue

Section

Статті