Theoretical and statistical models recognize the true failure of aircraft

Authors

  • О.М. Рева
  • С.О. Дмитрієв
  • О.Я. Било

DOI:

https://doi.org/10.18372/2306-1472.39.1703

Keywords:

безпека польотів, відмова авіаційної техніки, домінанти діяльності, прийняття рішень, розпізнавання хибного спрацьовування аварійної сигналізації, система «екіпаж – повітряне судно», статистично-ймовірнісні моделі

Abstract

 The article, having in crew the extraordinary significance of the human factor effects upon the safety of flight, considers the emergency situations, related to the aviation engine failures indications. It is pointed out that the pilot, participating in localization of the aviation material failure consequences, can raise the reliability of «the crew-aircraft» system by 16 per cent and in the presence of emergency warning by 25 per cent. However, 73 per cent of the flight personal don’t respond to the emergency warning; on the other hand, according to the statistics at least 33 per cent of the healthy engine shut-downs have been caused by the faulty operation of the emergency warning. A statistical model of aviation material true failure identification, has been suggest, which takes into account the non-linear estimate function of the operative-pilot as the main dominant of his flight activities.

Author Biographies

О.М. Рева

Доктор технічних наук. Професор кафедри автоматизації виробничих процесів Кіровоградського національного технічного університету.

С.О. Дмитрієв

Доктор технічних наук. Професор. Завідувач кафедри збереження льотної придатності авіаційної техніки Київського національного авіаційного університету.

О.Я. Било

Аспірант кафедри льотної експлуатації Державної льотної академії України.

References

Фундаментальные концепции человеческого фактора // Человеческий фактор: сб. материалов № 1. − Циркуляр ІСАО 216 АN / 131. − Монреаль, Канада, 1989. − 34 с.

Изучение роли человеческого фактора при авиационных происшествиях и инцидентах // Человеческий фактор: сб. материалов № 7. − Циркуляр ІСАО 240-АN/144. − Монреаль, Канада, 1993. − 76 с.

Рева О.М. Вплив на безпеку польотів особливостей взаємодії елементів ергатичної системи «екіпаж (пілот) – повітряне судно − орган управління повітря-ним рухом» / О.М. Рева, А.А. Бекмухамбетов, Г.М. Селезньов // Наук. пр. академії. – Кіровоград: ДЛАУ, 2002. − Вип. VI, Ч. І. − С. 147−155.

Рева А.Н. Человеческий фактор и безопасность полетов: Проактивное исследование влияния: моногр. / А.Н. Рева, К.М. Тумышев, А.А. Бекмухамбетов / на-уч. ред. А.Н. Рева, К.М. Тумышев. − Алматы, 2007. − 242 с.

Руководство по предотвращению авиационных происшествий: Doc. ICAO 9422 – AN/923. − Монре-аль, Канада, 1984. – 144 с.

Рева А.Н. Последний рубеж обороны (Человеческий фактор: фундаментальные концепции ІСАО) / А.Н. Рева, М.Ф. Давиденко // Авиакомпания. − М., 1995. − Пробный номер. − С. 23−28.

Безпека авіації / В.П. Бабак, В.П. Харченко, В.О. Максимов та ін. / за ред. В.П. Бабака. – К.: Тех-ніка, 2004. – 504 с.

Психологические аспекты проблемы человеческого фактора в авиационной аварийности: анализ и стратегия профилактики / А.В. Клюев, А.Н. Качалкин, Э.Б. Диденко и др. − М.: НТЦ МАК, 1996. − 85 с.

Исследование РЛЭ самолетов (вертолетов) ГА в части действий экипажа при срабатывании систем сигнализации о неисправности силовой установки: отчет о НИР (заключительный) / науч. рук. В.М. Ильинский. – М.: ГосНИИ ГА, 1983. – 81 с. − № ГР 0183.0067123. Инв. № 02830.083610.

Давиденко М.Ф. Пробемы подготовки летного состава как главного фактора в обеспечении безопасности полетов / М.Ф. Давиденко // Проблемы безопа-сности полетов: обзорная информ. − М.: ВИНИТИ, 1993. − Вып. 11. − С. 31−35.

Микинелов А.Л. Оптимизация летной эксплуатации: учеб. пособ. для студ. вузов ГА / А.Л. Микинелов, В.Е. Чепига. – М.: Воздуш. трансп., 1992. – 192 с.

Аль-Амори А. Информационно-факторный способ распознавания опасных полетных ситуаций. − К.: Ин-т кибернетики им. В.М. Глушкова НАН України, 1997. − 53 с.

Надежность и эффективность в технике: справ. − В 10 т. Т. 3. Эффективность технических систем / под общ. ред. В.Ф. Уткина, Ю.В. Крючкова. – М.: Маши-ностроение, 1988. – 328 с.

Медведенко О.М. Визначення характеру очікуваних, реальних та екстремальних умов експлуатації авіаційної техніки / О.М. Медведенко // Техніка в сільськогосподарському виробництві, галузеве машинобудування, автоматизація: зб. наук. пр. Кіровоградського нац. техн. ун-ту. – Вип. 18. – Кіровоград: КНТУ, 2007. – С. 293−298.

Введение в эргономику / под ред. В.П. Зинченко. – М.: Сов. радио, 1974. – 352 с.

Основы инженерной психологии: учеб. для техн. вузов / Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин и др. / под ред. Б.Ф. Ломова. − М.: Высш. шк., 1986. − 448 с.

Шеридан Т.Б. Система человек – машина: Модели обработки информации, управления и принятия решения человеком-оператором / Т.Б. Шеридан, У.Р. Феррел / пер. с англ.; под ред. Х.В. Фролова. – М.: Машиностроение, 1980. – 400 с.

Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов странчленов СЭВ (ЕНЛГ-С). – М.: Междуведомственная комиссия по нормам летной годности гражданских самолетов и вертолетов СССР, 1985. – 470 с.

Боднер В.А. Оператор и летательный аппарат / В.А. Боднер. – М.: Машиностроение, 1976. − 224 с.

Авиационные цифровые системы контроля и управления / под ред. В.А. Мясникова, В.П. Петрова. − Л.: Машиностроение, 1976. − 608 с.

Афанасьев В.Б. Математическая модель принятия решений о действиях по локализации отказов ГТД / В.Б. Афанасьев // Тр. ГосНИИГА. – М., 1982. – Вып. 213. – С. 125−129.

Де Гроот М. Оптимальные статистические решения / М. де Гроот. – М.: Мир, 1974. – 491 с.

Коршунов Ю.М. Математические основы кибернетики: учеб. пособие для вузов / Ю.М. Коршунов. − М.: Энергия, 1980. – 424 с.

How to Cite

Рева, О., Дмитрієв, С., & Било, О. (2009). Theoretical and statistical models recognize the true failure of aircraft. Proceedings of National Aviation University, 39(2), 22–29. https://doi.org/10.18372/2306-1472.39.1703

Issue

Section

MODERN AVIATION AND SPACE TEHNOLOGY